Сайт Геннадия Мирошниченко

genmir2@yandex.ru или poetbrat@yandex.ru

Навигация в наших сайтах осуществляется через тематическое меню:

Общее содержание ресурсов Геннадия Мира

* Содержание Портала genmir.ru * Текущие новости

Концепция равного права – миф или реальность?

Поиск


В Google

В genmir.ru

Содержание некоторых тематических блоков:

* Доска Объявлений

* Текущие новости

* Критериальное

* Содержание литературных страниц ресурсов Геннадия Мира

* Наша музыка

* Наши Конкурсы, Проекты, журналы и альманахи

* Победители наших Конкурсов

* Правила

* Мы готовы создать Вам сайт в составе нашего ресурса

Служебные страницы:

* Рассылки новостей ресурсов Геннадия Мира

* Погода и курс валют

* Пожертвования

* Ссылки

* Наши кнопки

* RSS - новости

* "Критериальность" в портале ВОЗ

* RSS Портала ВОЗ

* Статьи Г. Мира во Всероссийский Гражданский Конгресс и Civitas

1. Без чего не может быть демократии

* Право. Как преодолевается размытость права

* О справедливости как о критерии Права

* Право и его определения

* Пациент скорее жив, чем…, или каких ещё прав нет у нашего человек

* Политика как продажная девка экономики. Об истоках фашизма

2. Правовой ресурс и его источники

3. Равное право и гарантия прав человека

Давос, выборы президента и стабилизационный фонд

О демократических оценках по поводу решения Л. Алексеевой и Г. Сатарова

Кризис демократии и гражданственности

Демократия как идеальная форма правления обществом. Зачем нужна оппозиция

Проект Оппозиция

Как и чем СПС заразила Президента, «Единую Россию», все остальные партии и их лидеров

Миф о самостоятельности России или как наше правительство не может вырасти из детских трусиков

Мы отдали стабилизационный фонд мировому правительству

Чему подчиняются экономические теории

О справедливости как о критерии Права

 Справедливость как принятый критерий права

Справедливость в Википедии

Справедливость как честность в общей игре

Справедливость как принятый критерий права

Справедливость – делать по правде, по праву. Право – от правды. Справедливость – это ключевое понятие всего категориального поля Права. Прежде чем говорить о Праве, нужно выяснить, что же такое Справедливость. По Аристотелю идея права – это критерий Справедливости: «…основоположник античной политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости». (см. «Теория государства и права. Курс лекций. Понятие и сущность государства»). Значит, право имеет источником не только этику (по Аристотелю), но и Справедливость. Только законы этики застывают в праве в виде законов Права, а Справедливость присутствует всегда, когда происходит, так или иначе, оценивание (взвешивание) человеческих отношений и деяний и вынесение решения.

«Стоическая философия исходила из предпосылки, что Вселенной присуще рациональное устройство, и она функционирует согласно универсальным рациональным законам, или принципам. Поскольку человек – рациональное существо, он может познать эти законы. Поэтому ему доступен идеал абсолютной, универсальной, рациональной справедливости, к которому и следует, насколько это возможно, стремиться в законодательстве».

Существует множество концепций Справедливости. Представим ещё одну, критериальную.

Если Справедливость есть критерий Права, то это  означает, что им производится оценивание всех человеческих отношений в сфере закона. Почему же к понятию Справедливости не приковано наше внимание, когда мы рассуждаем о таком важном событии, как введение в нашу жизнь Права?

Критерий – это вершина целой системы мер определённого поля отношений (см. статью автора «Что такое критерий»). Критерий Справедливости, если именно Справедливость принята людьми за высшую оценку отношений, должен присутствовать во всех правовых категориях и действиях, в правовых документах и решениях.

Так, судебные решения как решения окончательной правовой формы всегда несут в себе неотвратимость справедливого приговора, справедливого, следует, однако, заметить, в пределах позиции человека, принимающего решение. А силовая часть нашей правоохранительной системы проводит это конкретное решение в жизнь, то есть в конкретные действия, иногда с помощью методов насилия.

Это значит, что и законы и подзаконные акты, и правила их реализации, и конкретные действия силовых ведомств правоохранительной системы всегда несут в себе ценность идеи Справедливости. Но не просто несут. Развитие всего правового поля человечества является процессом, в котором Справедливость увеличивается со временем, точнее, максимизируется в существующих условиях. Только выполнение такого условия соответствует увеличению целостности всей системы человеческого общества. Если же степень Справедливости в обществе падает, то такое общество движется к своему распаду.

Что же – у нас не бывает несправедливых решений? Бывает и очень часто. Но тогда невооружённым глазом видна другая оценка при вынесении такого решения: подкуп судьи (коррупция), недостаточное предварительное исследование на этапе следствия, неквалифицированная работа судей и т.д.

Справедливость в Википедии

Вот определение справедливости в Википедии: «Справедливость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Начиная с Аристотеля принято выделять справедливость уравнительную и распределительную.

Первый вид справедливости — уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Второй вид справедливости — распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.
2) социальное и экономическое неравенства должны быть устроены так, чтобы:

(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и

(б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем».  (Материал из Википедии).

Справедливость как честность в общей игре

Нащупывание правового решения при том или ином рассмотрении человеческих отношений, зашедших в тупик, принято называть правовой игрой на поле игроков, представляющих каждый свой интерес.

Будет ли игра честной? – вот вопрос, на который ответ может быть получен лишь в процессе игры или после неё. Кто или что оценивает это?

Справедливость – это, может быть, равное право?

Необходимо заметить, что любой высший критерий, Бог или Справедливость, недоступен нам в своей структурной логике. Мы не знаем, с какой целью ими проводится тот или иной акт. Мы можем лишь наблюдать процесс его трансформации в наши деяния или их конечный результат.

С нами ведёт игру высший критерий, который мы выбираем. В данном случае речь идёт о Справедливости. Если не прийти к международному соглашению в категории или понятии Справедливости, то, как сегодня и происходит, оно будет трактоваться каждым человеком по-своему. И каждый будет вести свою жизненную игру. А те, кто «справедливым» распределением регулирует ресурсы только в свою пользу, несёт агрессию и войну. 21.04.11.

 

* Коллапс экономики и культ смерти как критерии нашей жизни * Пакт глобального Мира * Смена парадигмы жизни – обязательное условие выхода человечества из мирового кризиса  * Что такое критерий

28.11.2013

© Мирошниченко Г.Г., 2013